Компрессорное масло: какое и сколько лить, чем заменить, почему пенится?

Компрессорные масла представляют собой специальные смазочные материалы с уникальными техническими параметрами, такими как низкая испаряемость, минимальная склонность к образованию пены, коксуемости и самовоспламенению. Эти характеристики способствуют правильному функционированию воздушных компрессоров и значительно увеличивают их срок службы, а также снижают риск взрывов и пожаров на производстве.

Существуют разные типы компрессорных масел по основному компоненту:

• минеральные – наиболее бюджетные, предназначены для устройств с низкой и средней нагрузкой, работающих в помещениях;

• синтетические – сохраняют стабильные вязкостные свойства при различных температурах и давлениях, что обеспечивает легкий запуск и продолжительный срок службы тяжелонагруженного оборудования на открытом воздухе. Их главный недостаток – высокая цена;

• полусинтетические – предлагают хорошее соотношение цены и качества, обладают отличными вязкостно-температурными свойствами и эффективно защищают детали от коррозии и быстрого износа.

Характеристики и эксплуатационные качества масел для компрессоров. Согласно стандарту ГОСТ 12.1.007, компрессорные масла классифицируются по степени опасности для здоровья человека следующим образом:

• в своем жидком состоянии – 4-й класс;

• при образовании масляного аэрозоля – 3-й класс.

Теплотворная способность компрессорного масла составляет приблизительно 40 МДж/кг, что приводит к тому, что согласно ВНТП 4-89, помещения, где используются воздушные компрессоры, по уровню взрывной и пожарной опасности относятся к категории В/Д, если количество масла в одном устройстве превышает или менее 60 кг.

Для улучшения эксплуатационных характеристик минеральных компрессорных масел в их состав добавляются присадки: антиокислительные, противокоррозионные, антиэпоксидные, моющие и другие. Свойства различных видов масел представлены в Таблице 1.

Таблица 1

ПоказателиМасла без присадокМасла с присадками
К-19КС-19Кп-8СК3-10К3-10НКС-19ПК3-20К4-20К2-220К2-24
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С17-2118-226,5-98,8-10,59-1318-2417-2319,5-2218-2121-25
40 °С--41,4-50,673,7-96,276-130-206-336240-310220-310-
Индекс вязкости, не менее-929590908580858282
Кислотное число, мг КОН/г0,040,020,050,20,20,030,5-0,40,35
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже245260200205205260250225230270
застывания, не выше-5-15-15-10-30-15-15-15-10-10
Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей

Отсут-
ствие

---

Отсут-
ствие

----
механических примесей0,07

Отсут-
ствие

0,070,02

Отсут-
ствие

водыОтсут-
ствие
СледыОтсут-
ствие
СледыОтсут-
ствие
серы0,31,00,50,650,651,00,350,60,50,5
селективных растворителей-Отсут-
ствие
--Отсут-
ствие
-Отсут-
ствие
--
Коксуемость, %, не более0,50,50,050,20,20,450,45-0,450,45
Зольность, %, не более0,010,0050,0050,005 *0,005 *0,0050,120,5-0,80,060,06
Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля)0,015Отсут-
ствие
0,02--Отсут-
ствие
----
кислотное число, мг КОН/г-0,50,2--0,5----
увеличение коксуемости, %---1,5 **1,5 **-2,0 **-3,0 **2,0 **
потери от испарения, %---15 **15 **---20 **-
Цвет, ед. ЦНТ, не более-7,02,56,56,57,07,5-7,57,5
Коррозия: на пластинках из сталиВыдер-
живает
--Выдер-
живает
-Выдер-
живает
---
на пластинках из свинца, г/см2, не более-10-----10--
на пластинках из меди--Выдер-
живает
--Выдер-
живает
--Выдер-
живает
на стальных стержнях--Отсутствие----Отсутствие--
Плотность, кг/дм3-905885900900905900900905900
Показатель нормируется для базового масла.     ** Стабильность определяется по методу ISO 6617. 

Изменения температуры и их влияние на плотность и вязкость компрессорного масла

При повышении или понижении температуры происходит снижение или увеличение вязкости и плотности компрессорного масла (см. рис. 1). Эти изменения могут негативно сказаться на его смазывающих и герметизирующих характеристиках, а также вызвать трудности при запуске оборудования в зимний период. 


Рис.1

Для оборудования с высокой нагрузкой необходимую вязкость смазки определяют по следующему уравнению:

υp = υ0α p,

где υp и υ0 представляют собой динамическую вязкость при рабочем (p) и атмосферном (0) давлении соответственно, а α — это постоянный коэффициент, характерный для определенной марки масла. 

Определить плотность масла при температуре t можно просто: для этого нужно взять разницу между t и +20 °С, умножить её на температурный коэффициент (см. таблица 2), а затем вычесть или добавить полученное значение к плотности при +20 °С (данные предоставлены в технической документации), в зависимости от того, выше или ниже t +20 °С. 

Таблица 2

Плотность при 20 °СТемпературная поправка на 1 °СПлотность при 20 °СТемпературная поправка на 1 °С
0,6500–0,65900,0009620,8300–0,83990,000725
0,6600–0,66900,0009490,8400–0,84990,000712
0,6700–0,67900,0009360,8500–0,85990,000699
0,6800–0,68900,0009250,8600–0,86990,000686
0,6900–0,69990,0009100,8700–0,87990,000673
0,7000–0,70990,0008970,8800–0,88990,000660
0,7100–0,71990,0008840,8900–0,89990,000647
0,7200–0,72990,0008700,9000–0,90990,000633
0,7300–0,73990,0008570,9100–0,91990,000620
0,7400–0,74990,0008440,9200–0,92990,000607
0,7500–0,75990,0008310,9300–0,93990,000594
0,7600–0,76990,0008180,9400–0,94990,000581
0,7700–0,77990,0008050,9500–0,95990,000567
0,7800–0,78990,0007920,9600–0,96990,000554
0,7900–0,79990,0007780,9700–0,97990,000541
0,8000–0,80990,0007650,9800–0,98990,000528
0,8100–0,81990,0007520,9900–1,00000,000515
0,8200–0,82990,000738  

Какое масло использовать для заливки в компрессор? Разница между маслом для компрессоров и моторным маслом.

В инструкции к компрессору указано, какое именно масло можно применять. Также можно подобрать подобный вариант, воспользовавшись специальной таблицей, например:

 

 

MANNOL


Gazpromneft

Castrol

Mobil

Fuchs

Shell

Total

Ravenol

Teboil

Texaco
MANNOL Compressor Oil ISO 46Gazpromneft Compressor VDL-46Aircol pd 46Mobil Rarus 425Нет аналогаCorena D 46DACNIS VS 46Kompressorenoel VDL 46Compressor Oil P 46COMPRESSOR OIL EP VD-L 46
MANNOL Compressor Oil ISO 68Gazpromneft Compressor VDL-68Aircol pd 68Mobil Rarus 426RENOLIN 500 ISO VG 68Corena D 68DACNIS VS 68Kompressorenoel VDL 68Compressor Oil P 68COMPRESSOR OIL EP VD-L 68
MANNOL Compressor Oil ISO 100Gazpromneft Compressor VDL-100Aircol pd 100Mobil Rarus 427RENOLIN 500 ISO VG 100Corena P 100DACNIS P 100Kompressorenoel VDL 100Compressor Oil P 100COMPRESSOR OIL EP VD-L 100
MANNOL Compressor Oil ISO 150Gazpromneft Compressor VDL-150Aircol pd 150Mobil Rarus 429RENOLIN 500 ISO VG 150Corena P 150DACNIS P 150Kompressorenoel VDL 150Нет аналогаCOMPRESSOR OIL EP VD-L 150
MANNOL Compressor Oil ISO 220Gazpromneft Compressor VDL-220Нет аналогаНет аналогаНет аналогаНет аналогаDACNIC P 220 CDНет аналогаНет аналогаНет аналога

Для высоконагруженных компрессорных установок оптимальным выбором является синтетическое масло, которое следует подбирать в зависимости от вязкости и температуры вспышки. Прежде чем залить новое масло в компрессор, необходимо удалить старое, а также тщательно очистить от его остатков все пневматические и масляные шланги, охладители, сепараторы и клапаны, не забыв сменить фильтры. Хотя использование моторного или дизельного масла для поршневых компрессоров не рекомендуется, его можно применять с осторожностью. В то же время для винтовых компрессоров требуется исключительно специальное масло. Следует отметить, что заливка моторного масла в воздушный компрессор может быть рискованной, поскольку оно имеет более низкую температуру воспламенения при аналогичной температуре вспышки, что и у компрессорного масла. При решении, какое масло использовать для дозаправки компрессора, важно помнить, что смешивание легированного минерального, полусинтетических и синтетических масел от разных производителей может привести к несовместимости присадок и выпадению осадка.

Выбор смазки для воздушного поршневого компрессора требует внимания к нескольким ключевым аспектам. 

Компрессорное масло, которое попадает в контакт с горячим воздухом, должно обладать высокой термоокислительной стабильностью и температурой вспышки не ниже +350°С. Рекомендуемые классы вязкости — 100 и 150 по системе ISO.

Основную характеристику масла отечественного производства, его вязкость, можно легко определить по маркировке. Смазочные материалы данной категории обозначаются так: К-12, КС-19, К4-20 и т.д. Буква "К" указывает на принадлежность к компрессорным смазкам, а следующая цифра обозначает группу условий эксплуатации (при первой группе цифра опускается). Число после дефиса отражает кинематическую вязкость в мм²/с при температуре +100 °С. Буква "С" говорит о том, что продукт производится из сернистой нефти, а "П" указывает на наличие добавок.

Для повышения экономичности в компрессорных системах с отдельным смазыванием можно использовать индустриальное масло. Однако, при использовании масла с вязкостью, превышающей рекомендации, в компрессорах с электрическим двигателем могут возникнуть проблемы с запуском из-за колебаний напряжения в сети. При круглогодичной эксплуатации компрессора на улице целесообразно перейти с минерального на синтетическое масло, предварительно тщательно промыв систему и заменив фильтры.

 

Какое масло использовать для винтового компрессора

Выбор масла для винтовых компрессоров преимущественно зависит от его устойчивости к старению, вязкости, которая должна быть не менее 7 сСт (соответствует классам 46 и 48 по ISO), а также от его улучшенных характеристик, включая охлаждающие, моющие, антикоррозийные, противоизносные, антипенящие и деэмульгирующие свойства. Температура воспламенения масла должна превышать +180°С.

При этом, выбор компрессорного масла для винтового компрессора также зависит от условий, в которых он используется: в теплый период года и в отапливаемых помещениях можно применять минералку, тогда как для всесезонной эксплуатации на открытом воздухе оптимальным решением станет синтетическое масло.

 

Когда и как следует менять масло в компрессоре? 

Информация о частоте замены масла и способах проверки его уровня доступна в сервисной книжке. Если оборудование работает в сложных условиях, интервал между заменами масла уменьшается. Необходимо проводить внеплановую замену, если масло становится мутным или меняет цвет (белое — при попадании воды, темное — из-за перегрева). При пополнении масла в компрессоре важно строго следовать инструкции, чтобы исключить попадание воздуха, влаги или пыли в систему. Прежде чем заменить масло, старую смазку нужно удалить, залить промывочную жидкость и запустить компрессор на 10-15 минут. Для более эффективной смазки трущихся поверхностей рекомендуется использовать лубрикатор, который распыляет масло в виде тумана. Чтобы получить более четкое представление о процессе замены масла в компрессоре, рекомендуется ознакомиться с соответствующей видео-инструкцией.

 

 

Замена масла в поршневом компрессоре

Необходимо осуществлять замену масла в воздушном поршневом компрессоре после первых 500 часов работы. В дальнейшем интервал смены масла зависит от режима эксплуатации и качества подаваемого воздуха, но не реже одного раза в год.

После каждых 4000 часов использования рекомендуется менять не только масло, но и масляный фильтр, а также фильтр-сепаратор. При необходимости следует также заменить приводной ремень.

Замена смазочной жидкости осуществляется с постоянным контролем уровня её заполнения, который должен находиться между центральной и верхней метками на смотровом окне компрессора.

 

Замена масла в винтовом компрессоре

Первую замену масла в винтовом компрессоре следует выполнять после 500 часов работы, а затем процедура осуществляется с интервалами до 8000 часов (точные сроки зависят от модели устройства и условий его эксплуатации).

 

Нужно заливать новое масло в объеме, равном количеству слитого старого. Необходимость в добавлении масла определяется после короткого запуска оборудования.

 

Сколько масла заливать в компрессор?

Объем масла, необходимый для заправки, варьируется в зависимости от типа устройства и может находиться в пределах от 150 мл до сотен литров. Какое количество масла следует заливать в воздушный поршневой компрессор? Рекомендуется заполнять до уровня около 2/3 смотрового стекла: нехватка масла может вызвать его заклинивание, в то время как избыток может привести к потере масла и риску гидроудара. В устройствах без смотрового стекла уровень проверяется с помощью щупа. Для винтовых компрессоров легче определить нужное количество масла по объему слитого отработанного вещества.

 

Причины, по которым масло может пениться или выбрасываться из компрессора, заключаются в неверном выборе масла, наличии загрязняющих веществ или смешивании различных марок. В поршневых компрессорах эта проблема также может возникать из-за забитого сапуна или износа поршня. Винтовые компрессоры выбрасывают масло в воздушный фильтр из-за неисправностей клапанов, особенно при внезапной остановке двигателя. Если поршневой компрессор выбрасывает масло, стоит начать проверку с уровня масла, контролируя возможное избыточное давление или неправильную установку маслосъемного кольца.