Компрессорные масла представляют собой специальные смазочные материалы с уникальными техническими параметрами, такими как низкая испаряемость, минимальная склонность к образованию пены, коксуемости и самовоспламенению. Эти характеристики способствуют правильному функционированию воздушных компрессоров и значительно увеличивают их срок службы, а также снижают риск взрывов и пожаров на производстве.
Существуют разные типы компрессорных масел по основному компоненту:
• минеральные – наиболее бюджетные, предназначены для устройств с низкой и средней нагрузкой, работающих в помещениях;
• синтетические – сохраняют стабильные вязкостные свойства при различных температурах и давлениях, что обеспечивает легкий запуск и продолжительный срок службы тяжелонагруженного оборудования на открытом воздухе. Их главный недостаток – высокая цена;
• полусинтетические – предлагают хорошее соотношение цены и качества, обладают отличными вязкостно-температурными свойствами и эффективно защищают детали от коррозии и быстрого износа.
Характеристики и эксплуатационные качества масел для компрессоров. Согласно стандарту ГОСТ 12.1.007, компрессорные масла классифицируются по степени опасности для здоровья человека следующим образом:
• в своем жидком состоянии – 4-й класс;
• при образовании масляного аэрозоля – 3-й класс.
Теплотворная способность компрессорного масла составляет приблизительно 40 МДж/кг, что приводит к тому, что согласно ВНТП 4-89, помещения, где используются воздушные компрессоры, по уровню взрывной и пожарной опасности относятся к категории В/Д, если количество масла в одном устройстве превышает или менее 60 кг.
Для улучшения эксплуатационных характеристик минеральных компрессорных масел в их состав добавляются присадки: антиокислительные, противокоррозионные, антиэпоксидные, моющие и другие. Свойства различных видов масел представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Показатели | Масла без присадок | Масла с присадками | ||||||||
К-19 | КС-19 | Кп-8С | К3-10 | К3-10Н | КС-19П | К3-20 | К4-20 | К2-220 | К2-24 | |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре: 100°С | 17-21 | 18-22 | 6,5-9 | 8,8-10,5 | 9-13 | 18-24 | 17-23 | 19,5-22 | 18-21 | 21-25 |
40 °С | - | - | 41,4-50,6 | 73,7-96,2 | 76-130 | - | 206-336 | 240-310 | 220-310 | - |
Индекс вязкости, не менее | - | 92 | 95 | 90 | 90 | 85 | 80 | 85 | 82 | 82 |
Кислотное число, мг КОН/г | 0,04 | 0,02 | 0,05 | 0,2 | 0,2 | 0,03 | 0,5 | - | 0,4 | 0,35 |
Температура, °С: вспышки в открытом тигле, не ниже | 245 | 260 | 200 | 205 | 205 | 260 | 250 | 225 | 230 | 270 |
застывания, не выше | -5 | -15 | -15 | -10 | -30 | -15 | -15 | -15 | -10 | -10 |
Содержание, % (маc. доля), не более: водорастворимых кислот и щелочей | Отсут- | - | - | - | Отсут- | - | - | - | - | |
механических примесей | 0,07 | Отсут- | 0,07 | 0,02 | Отсут- | |||||
воды | Отсут- ствие | Следы | Отсут- ствие | Следы | Отсут- ствие | |||||
серы | 0,3 | 1,0 | 0,5 | 0,65 | 0,65 | 1,0 | 0,35 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
селективных растворителей | - | Отсут- ствие | - | - | Отсут- ствие | - | Отсут- ствие | - | - | |
Коксуемость, %, не более | 0,5 | 0,5 | 0,05 | 0,2 | 0,2 | 0,45 | 0,45 | - | 0,45 | 0,45 |
Зольность, %, не более | 0,01 | 0,005 | 0,005 | 0,005 * | 0,005 * | 0,005 | 0,12 | 0,5-0,8 | 0,06 | 0,06 |
Стабильность против окисления, не более: осадок, % (маc. доля) | 0,015 | Отсут- ствие | 0,02 | - | - | Отсут- ствие | - | - | - | - |
кислотное число, мг КОН/г | - | 0,5 | 0,2 | - | - | 0,5 | - | - | - | - |
увеличение коксуемости, % | - | - | - | 1,5 ** | 1,5 ** | - | 2,0 ** | - | 3,0 ** | 2,0 ** |
потери от испарения, % | - | - | - | 15 ** | 15 ** | - | - | - | 20 ** | - |
Цвет, ед. ЦНТ, не более | - | 7,0 | 2,5 | 6,5 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | - | 7,5 | 7,5 |
Коррозия: на пластинках из стали | Выдер- живает | - | - | Выдер- живает | - | Выдер- живает | - | - | - | |
на пластинках из свинца, г/см2, не более | - | 10 | - | - | - | - | - | 10 | - | - |
на пластинках из меди | - | - | Выдер- живает | - | - | Выдер- живает | - | - | Выдер- живает | |
на стальных стержнях | - | - | Отсутствие | - | - | - | - | Отсутствие | - | - |
Плотность, кг/дм3 | - | 905 | 885 | 900 | 900 | 905 | 900 | 900 | 905 | 900 |
* Показатель нормируется для базового масла. ** Стабильность определяется по методу ISO 6617. |
Изменения температуры и их влияние на плотность и вязкость компрессорного масла
При повышении или понижении температуры происходит снижение или увеличение вязкости и плотности компрессорного масла (см. рис. 1). Эти изменения могут негативно сказаться на его смазывающих и герметизирующих характеристиках, а также вызвать трудности при запуске оборудования в зимний период.
Рис.1
Для оборудования с высокой нагрузкой необходимую вязкость смазки определяют по следующему уравнению:
υp = υ0α p,
где υp и υ0 представляют собой динамическую вязкость при рабочем (p) и атмосферном (0) давлении соответственно, а α — это постоянный коэффициент, характерный для определенной марки масла.
Определить плотность масла при температуре t можно просто: для этого нужно взять разницу между t и +20 °С, умножить её на температурный коэффициент (см. таблица 2), а затем вычесть или добавить полученное значение к плотности при +20 °С (данные предоставлены в технической документации), в зависимости от того, выше или ниже t +20 °С.
Таблица 2
Плотность при 20 °С | Температурная поправка на 1 °С | Плотность при 20 °С | Температурная поправка на 1 °С |
---|---|---|---|
0,6500–0,6590 | 0,000962 | 0,8300–0,8399 | 0,000725 |
0,6600–0,6690 | 0,000949 | 0,8400–0,8499 | 0,000712 |
0,6700–0,6790 | 0,000936 | 0,8500–0,8599 | 0,000699 |
0,6800–0,6890 | 0,000925 | 0,8600–0,8699 | 0,000686 |
0,6900–0,6999 | 0,000910 | 0,8700–0,8799 | 0,000673 |
0,7000–0,7099 | 0,000897 | 0,8800–0,8899 | 0,000660 |
0,7100–0,7199 | 0,000884 | 0,8900–0,8999 | 0,000647 |
0,7200–0,7299 | 0,000870 | 0,9000–0,9099 | 0,000633 |
0,7300–0,7399 | 0,000857 | 0,9100–0,9199 | 0,000620 |
0,7400–0,7499 | 0,000844 | 0,9200–0,9299 | 0,000607 |
0,7500–0,7599 | 0,000831 | 0,9300–0,9399 | 0,000594 |
0,7600–0,7699 | 0,000818 | 0,9400–0,9499 | 0,000581 |
0,7700–0,7799 | 0,000805 | 0,9500–0,9599 | 0,000567 |
0,7800–0,7899 | 0,000792 | 0,9600–0,9699 | 0,000554 |
0,7900–0,7999 | 0,000778 | 0,9700–0,9799 | 0,000541 |
0,8000–0,8099 | 0,000765 | 0,9800–0,9899 | 0,000528 |
0,8100–0,8199 | 0,000752 | 0,9900–1,0000 | 0,000515 |
0,8200–0,8299 | 0,000738 |
Какое масло использовать для заливки в компрессор? Разница между маслом для компрессоров и моторным маслом.
В инструкции к компрессору указано, какое именно масло можно применять. Также можно подобрать подобный вариант, воспользовавшись специальной таблицей, например:
MANNOL | Gazpromneft | Castrol | Mobil | Fuchs | Shell | Total | Ravenol | Teboil | Texaco |
MANNOL Compressor Oil ISO 46 | Gazpromneft Compressor VDL-46 | Aircol pd 46 | Mobil Rarus 425 | Нет аналога | Corena D 46 | DACNIS VS 46 | Kompressorenoel VDL 46 | Compressor Oil P 46 | COMPRESSOR OIL EP VD-L 46 |
MANNOL Compressor Oil ISO 68 | Gazpromneft Compressor VDL-68 | Aircol pd 68 | Mobil Rarus 426 | RENOLIN 500 ISO VG 68 | Corena D 68 | DACNIS VS 68 | Kompressorenoel VDL 68 | Compressor Oil P 68 | COMPRESSOR OIL EP VD-L 68 |
MANNOL Compressor Oil ISO 100 | Gazpromneft Compressor VDL-100 | Aircol pd 100 | Mobil Rarus 427 | RENOLIN 500 ISO VG 100 | Corena P 100 | DACNIS P 100 | Kompressorenoel VDL 100 | Compressor Oil P 100 | COMPRESSOR OIL EP VD-L 100 |
MANNOL Compressor Oil ISO 150 | Gazpromneft Compressor VDL-150 | Aircol pd 150 | Mobil Rarus 429 | RENOLIN 500 ISO VG 150 | Corena P 150 | DACNIS P 150 | Kompressorenoel VDL 150 | Нет аналога | COMPRESSOR OIL EP VD-L 150 |
MANNOL Compressor Oil ISO 220 | Gazpromneft Compressor VDL-220 | Нет аналога | Нет аналога | Нет аналога | Нет аналога | DACNIC P 220 CD | Нет аналога | Нет аналога | Нет аналога |
Для высоконагруженных компрессорных установок оптимальным выбором является синтетическое масло, которое следует подбирать в зависимости от вязкости и температуры вспышки. Прежде чем залить новое масло в компрессор, необходимо удалить старое, а также тщательно очистить от его остатков все пневматические и масляные шланги, охладители, сепараторы и клапаны, не забыв сменить фильтры. Хотя использование моторного или дизельного масла для поршневых компрессоров не рекомендуется, его можно применять с осторожностью. В то же время для винтовых компрессоров требуется исключительно специальное масло. Следует отметить, что заливка моторного масла в воздушный компрессор может быть рискованной, поскольку оно имеет более низкую температуру воспламенения при аналогичной температуре вспышки, что и у компрессорного масла. При решении, какое масло использовать для дозаправки компрессора, важно помнить, что смешивание легированного минерального, полусинтетических и синтетических масел от разных производителей может привести к несовместимости присадок и выпадению осадка.
Выбор смазки для воздушного поршневого компрессора требует внимания к нескольким ключевым аспектам.
Компрессорное масло, которое попадает в контакт с горячим воздухом, должно обладать высокой термоокислительной стабильностью и температурой вспышки не ниже +350°С. Рекомендуемые классы вязкости — 100 и 150 по системе ISO.
Основную характеристику масла отечественного производства, его вязкость, можно легко определить по маркировке. Смазочные материалы данной категории обозначаются так: К-12, КС-19, К4-20 и т.д. Буква "К" указывает на принадлежность к компрессорным смазкам, а следующая цифра обозначает группу условий эксплуатации (при первой группе цифра опускается). Число после дефиса отражает кинематическую вязкость в мм²/с при температуре +100 °С. Буква "С" говорит о том, что продукт производится из сернистой нефти, а "П" указывает на наличие добавок.
Для повышения экономичности в компрессорных системах с отдельным смазыванием можно использовать индустриальное масло. Однако, при использовании масла с вязкостью, превышающей рекомендации, в компрессорах с электрическим двигателем могут возникнуть проблемы с запуском из-за колебаний напряжения в сети. При круглогодичной эксплуатации компрессора на улице целесообразно перейти с минерального на синтетическое масло, предварительно тщательно промыв систему и заменив фильтры.
Какое масло использовать для винтового компрессора
Выбор масла для винтовых компрессоров преимущественно зависит от его устойчивости к старению, вязкости, которая должна быть не менее 7 сСт (соответствует классам 46 и 48 по ISO), а также от его улучшенных характеристик, включая охлаждающие, моющие, антикоррозийные, противоизносные, антипенящие и деэмульгирующие свойства. Температура воспламенения масла должна превышать +180°С.
При этом, выбор компрессорного масла для винтового компрессора также зависит от условий, в которых он используется: в теплый период года и в отапливаемых помещениях можно применять минералку, тогда как для всесезонной эксплуатации на открытом воздухе оптимальным решением станет синтетическое масло.
Когда и как следует менять масло в компрессоре?
Информация о частоте замены масла и способах проверки его уровня доступна в сервисной книжке. Если оборудование работает в сложных условиях, интервал между заменами масла уменьшается. Необходимо проводить внеплановую замену, если масло становится мутным или меняет цвет (белое — при попадании воды, темное — из-за перегрева). При пополнении масла в компрессоре важно строго следовать инструкции, чтобы исключить попадание воздуха, влаги или пыли в систему. Прежде чем заменить масло, старую смазку нужно удалить, залить промывочную жидкость и запустить компрессор на 10-15 минут. Для более эффективной смазки трущихся поверхностей рекомендуется использовать лубрикатор, который распыляет масло в виде тумана. Чтобы получить более четкое представление о процессе замены масла в компрессоре, рекомендуется ознакомиться с соответствующей видео-инструкцией.
Замена масла в поршневом компрессоре
Необходимо осуществлять замену масла в воздушном поршневом компрессоре после первых 500 часов работы. В дальнейшем интервал смены масла зависит от режима эксплуатации и качества подаваемого воздуха, но не реже одного раза в год.
После каждых 4000 часов использования рекомендуется менять не только масло, но и масляный фильтр, а также фильтр-сепаратор. При необходимости следует также заменить приводной ремень.
Замена смазочной жидкости осуществляется с постоянным контролем уровня её заполнения, который должен находиться между центральной и верхней метками на смотровом окне компрессора.
Замена масла в винтовом компрессоре
Первую замену масла в винтовом компрессоре следует выполнять после 500 часов работы, а затем процедура осуществляется с интервалами до 8000 часов (точные сроки зависят от модели устройства и условий его эксплуатации).
Нужно заливать новое масло в объеме, равном количеству слитого старого. Необходимость в добавлении масла определяется после короткого запуска оборудования.
Сколько масла заливать в компрессор?
Объем масла, необходимый для заправки, варьируется в зависимости от типа устройства и может находиться в пределах от 150 мл до сотен литров. Какое количество масла следует заливать в воздушный поршневой компрессор? Рекомендуется заполнять до уровня около 2/3 смотрового стекла: нехватка масла может вызвать его заклинивание, в то время как избыток может привести к потере масла и риску гидроудара. В устройствах без смотрового стекла уровень проверяется с помощью щупа. Для винтовых компрессоров легче определить нужное количество масла по объему слитого отработанного вещества.
Причины, по которым масло может пениться или выбрасываться из компрессора, заключаются в неверном выборе масла, наличии загрязняющих веществ или смешивании различных марок. В поршневых компрессорах эта проблема также может возникать из-за забитого сапуна или износа поршня. Винтовые компрессоры выбрасывают масло в воздушный фильтр из-за неисправностей клапанов, особенно при внезапной остановке двигателя. Если поршневой компрессор выбрасывает масло, стоит начать проверку с уровня масла, контролируя возможное избыточное давление или неправильную установку маслосъемного кольца.